Содержание:
1 Самолеты "ТУ" - 2
2 От ИЛ-12 к ИЛ-96 - 3
3 "АН"-самолеты для любых
аэродромов - 5
4 "ЯК"-комфорт международных
трас на местных авиалиниях - 7
5 Вертолеты "МИ" - 9
6 Вертолеты "КА" - 13
Самолеты "ТУ"
Опытно-конструкторское бюро им.А.Н.Туполева возникшее в
рамках Цнгтрального аэродинамического института (ЦАГИ) в1922
году, за прошедшие десятилетия превратилось в крупный науч-
но-конструкторский центр России.
С первых лет своего существования ОКБ стало пионером со-
ветской авиационной промышленности по созданию цельнометалли-
ческих самолетов.
На самолетах марки "АНТ" и "ТУ" завоевано 78 мировых ре-
кордов, выполнено 28 уникальных дальних перелетов в том чис-
ле перелет из СССР в США через Северный Полюс, осуществлены
высадка на Северный Полюс полярной станции СП-1 экспедиции
И.Д.Папанина, операцию по спасению экипажа парохода "Челюс-
кин", затертого полярными льдами.
С 1922 по 972 год бессменным руководителем ОКБ был акаде-
мик А.Н.Туполев. Здесь выросли такие замечательные совет-
ские авиаконструкторы, как П.О.Сухой, В.М.Петляков,
А.А.Архангельский, В.М.Мясищев, А.И.Путилов, В.Н. Беляев и
другие.
В 50-е годы коллектив ОКБ создает первый в мире серий-
ный реактивный пассажирский самолет, который стал родона-
чальником семейства реактивных самолетов: ТУ-124, ТУ-134,
ТУ-154 и ТУ-204.
15 сентября 1956 года самолет ТУ-104 открыл эру реак-
тивной пассажирской авиации. В ознаменование этого события в
1976 году первый серийный самолет ТУ-134 был водружен на
постамент славы в московском аэропорту Внуково. За 20 лет
успешной эксплуатации 100-местный ТУ-104А и 115-местный
ТУ-104Б налетали миллиарды километров, перевезли свыше 100
млн.пасажиров и миллионы тонн багажа и почты.
Самолеты ТУ-124, созданные на основе проверенной схемы
ТУ-104, уменьшены на 1/4 в масштабе, предназначены для мас-
совой эксплуатации на авиалиниях малой протяженности от 500
ъдо 2000 км с использованием ВПП до 2000 м.
Появление ТУ-134А в 1971 году на авилиниях стало значи-
тельным событием в освоении новой более совершенной техники.
Благодаря легкости пилотирования и хорошей устойчивости са-
молет заслужил признание у летного состава. Следует отме-
тить его высокую эксплуатационную технологичность. Установ-
ленная на самолете вспомогательная силовая установка обеспе-
чивает независимость его обслуживания от наземных источни-
ков питания.
Самолеты ТУ-154 эксплуатируются на линиях аэрофлота и
зарубежный авиакомпаний с 1972 года.
Самолет ТУ-144 является первенцем сверхзвуковой пасса-
жирской авиации СССР. Он совершил свой первый полет 31 де-
кабря 1968 года. В дальнейшем из-за несовершенства конструк-
ции эта модель самолета на рейсе Москва-Алма-Ата только для
перевозки почты и грузов.
В наши дни проходят государственную сертификацию само-
леты ТУ-204 и ТУ-334.
От ИЛ-12 к ИЛ-96
Значительную роль в развитии советской авиационной науки и
техники сыграло опытно-конструкторское бюро, созданное в
1933 году под руководством С.В.Ильюшина,в последствии выдаю-
щегося авиационного конструктора, академика, лаурета Ленин-
ской и Государственной премий. Первые созданные ОКБ боевые
самолеты - дальний бомбардировщик ИЛ-4 и бронированный штур-
мовик ИЛ-2, навсегда вписаны в историю 2 Мировой войны.
В послевоенные годы ОКБ С.В.Ильюшина начало работать в
области реактивной авиации. В 1946 году прошел испытание
один из первых в ССР реактивных самолетов - эксперимен-
тальный ИЛ-22, на котором отрабывались многие задачи реатив-
ной авиатехники, в том числе предложенная ОКБ оригинальная
компановка двигателй в гондолах на пилонах под крылом. В
последствии она была использована на ИЛ-76, ИЛ-86, ИЛ-96.
С.В.Ильюшин приступил первого своего пассажирского само-
лета в самый разгар 2 Мировой войны - в 1943 годц. Он преду-
гадал возможные потребности гражданской авиации и, практи-
чески не имея конкретных требований к самолету правильно
представил себе его облик. Не смотря на огромную загружен-
ность работой для нужд фронта, ОКБ поставило перед собой за-
дачу создать пассажирский самолет, который должен был заме-
нить и превзойти по характеристикам самолет ЛИ-2, находив-
шийся тогда в эксплуатации. Таким самолетом стал ИЛ-12, под-
нявшийся в небо в 1946 году. Он прошел государственные испы-
тания всего за 2, месяца и стал в послевоенные годы основ-
ной машиной, обслуживающей внутренние и международные линии
аэрофлота.
Логическим развитием ИЛ-12 стал ИЛ-14. На этом самолете
были установлены более мощные моторы и более совершенное
оборудование, улучшена его конструкция, аэродинамическая
компановкакрыла и оперения, несколько удлинен фюзеляж.
В 1947 году был создан самолет ИЛ-18 с четырьмя поршневы-
ми двигателями конструкции А.Швецова АШ-73 мощностью 2400
л.с., со взлетной массой 42 тонны. Пассажирский салон был
расчитан на 60 пассажиров. Дальность беспосадочного полета
достигала 2600 км при крейсерской скорости 500 км/час и мак-
симальной скорости 588 км/час.
В апреле 1959 года начались перевозки пассажиров на тур-
бовинтовом салете ИЛ-18, который по конструкции и по техни-
ко-экономическим характеристикам не имел ничего общего со
своим предшественником, кроме некоторых геометрических раз-
меров - площади крыла и диаметра фюзеляжа.
С ростом объема пассажирских перевозок в 60-е годы в ОКБ
началась работа над самолетом ИЛ-62 с расположением двигате-
лей в хвостовой части фюзеляжа, что давало возможность ис-
пользовать аэродинамически "чистое" крыло, отличающееся бо-
лее высоким качеством, применить эффективную взлетно-поса-
дочную механизацию и обеспечить значительное снижение шума в
салонах. повысив уровень комфорта.
В 70-е годы объем грузовых перевозок аэрофлота вырос бо-
лее чем в три раза, а число пассажиров - более чем в два ра-
за. Если учесть, что свыше 70 процентов перевозок приходит-
ся на авиалинии с дальностью полета от 500 до 4000 км, то
становится ясно, насколько интенсивно работают самолеты
ИЛ-18, ТУ-104, ТУ-154.
Для снятия этого напряжения создан средний магис-
тральный самолет большой пассажировместимостью ИЛ-86 рассчи-
танный на 350 пассажиров и Ил-76 - грузовой самолет с широ-
ким фюзеляжем и прсторной грузовой кабиной для транспорти-
ровки различных видов гражданской техники.
В июле 1975 года экипаж во главе с пилотами Я.И.Верни-
ковым и А.М.Тюрюминым установил на самолете ИЛ-76 25 миро-
вых рекордов.
В наши дни ведется подготовка к серийному выпуску аэро-
буса ИЛ-96.
"АН" - самолеты для
любых аэродромов.
Конструкторское бюро, созданное в 1946 году, специализи-
руется главным образом на создании транспортных самолетов.
Родоначальник многочисленного семейства самолетов с маркой
"АН" - широко известный сельскохозяйственный самолет АН-2. В
последующие года один за другим поднимались в воздух тран-
спортные самолеты АН-8, АН-12, АН-24Т, АН-22 и АН-26, пасса-
жирские АН-10 и АН-24, самолеты короткого взлета и посадки -
АН-14 и АН-28, аэрофотосъемочный АН-30 и другие. На базе
этих самолетов создано более 80 специализированных модифика-
ций.